23-06-22 ПАО "КАМАЗ" - замечания по проекту ФСБУ "Инвентаризация"

Сравнительный анализ ФСБУ «Инвентаризация»

с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 "Об утверждении Методических указаний

по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"

с предложениями от ПАО «КАМАЗ»

 

БЫЛО

(Приказ Минфина РФ N 49) 

СТАЛО

ФСБУ «Инвентаризация» 

Предложения ПАО «КАМАЗ»

 

 

1.Коммерческие организации вправе разрабатывать свои инструкции по проведению инвентаризаций активов и обязательств экономических субъектов, не противоречащие требованиям данного стандарта.

2. Определить ссылку на формы для проведения инвентаризации, либо предоставить организациям право самостоятельно разрабатывать данные формы.

   р.Iп.1.3 Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

   р.III.п.8. Инвентаризация активов, относящихся к основным средствам, запасам, наличным денежным средствам и денежным документам, иным аналогичным активам, проводится по местонахождению этих активов и каждому материально ответственному лицу.

В случае удаленного места нахождения инвентаризируемых активов, инвентаризация проводится иным способом, предусмотренным внутренним документов организации.

   р.Iп.1.5 В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

 

 

 

 

 

-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

-при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

-в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

   р.II.п.3. Проведение инвентаризации обязательно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также в следующих случаях:

 

 

 

 

 

-а) в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организация вправе проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет;

 

 

 

 

 

 

-д) при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;

 

 

Изменить редакцию п.3.р.II с добавлением пп. (и):

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

а)

б) …

и) иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Заменить слово «вправе» и изложить пп.(а)п.3р.II в следующей редакции: «Организация может проводить инвентаризацию основных один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет» 

 

 

 

 

 

Дополнить пп.(д).п.3.р.II. : «При установлении фактов хищений, утраты или порчи (повреждения) активов» 

 

   2.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 1.5 и 1.6 настоящих Методических указаний.

 

 

 

   р.IV.п.18. Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию в сроки, установленные руководителем организации.

   р.II.п.4. В случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Стандарта, инвентаризация проводится в следующие сроки:

-д) при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов – непосредственно по установлению таких фактов;

 

 

 

 

 

 

Изменить пп.(д).п.4.р.II.: «При установлении фактов хищений, утраты или порчи (повреждения) активов – непосредственно по установлению таких фактов; 

2.15. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

 

 

   р.IVп.23. Для подтверждения правильности проведения инвентаризации по ее окончанию могут проводиться контрольные проверки. Такие проверки должны проводиться до открытия склада, кладовой, секции, иного соответствующего структурного подразделения организации, где проводилась инвентаризация. В контрольных проверках должны участвовать члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

Изменить редакцию последнего предложения п.23.р.IV: «Контрольные проверки должны проводиться в присутствии членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц». 

   5. Порядок регулирования инвентаризационных разниц

и оформления результатов инвентаризации

 

 

П.4 Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения. (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

 

  5.2. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

 

 

 

   р.V. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

    р.V.п.27.Результаты инвентаризации регистрируются в бухгалтерском учете в следующей оценке:

  - а) активы, оказавшиеся в излишке, - по справедливой стоимости. Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).

   В случае если причиной возникновения излишка является ошибка в бухгалтерском учете, активы, оказавшиеся в излишке, регистрируются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание таких активов;

   - б) недостающие объекты активов и объекты активов, оказавшиеся испорченными, (далее – недостача активов) – по балансовой стоимости, определяемой в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих видов активов.

   р.V.п.28 пп.б) - стоимость недостачи активов относится на виновных лиц или на расходы периода, в котором результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета, по решению руководителя организации. В случае если руководителем организации принято решение отнести стоимость недостачи активов на виновных лиц, но такие лица не установлены или во взыскании с них отказано судом, указанная стоимость относится на расходы соответствующего периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет единообразия в формулировках п.27 р. V с п.38 р.VI.

В пп.(а).п.27.р.V по оценке БУ сделать ссылку на п.38.р.VI.

Исключить ссылку на Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13. 

 

 

 

 

 

 

Исключить абз.2 пп.(а).п.27.р.V

 

 

 

В пп.(б).п.27.р.V по оценке БУ сделать ссылку на п38.р.VI.

 

 

 

 

 

Требуется проработка с разработчиками пп.(б).п.28.р.V в части детализации операций и дальнейшего отнесения недостач на виновных лиц в случае длительного рассмотрения дел с привязкой к периоду.

 

 

 

 

 

 

Добавить в п.28.р.V «В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).» 

РАЗДЕЛЫ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ФСБУ

 

 

3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов

имущества и финансовых обязательств:

-Инвентаризация основных средств

-Инвентаризация нематериальных активов

-Инвентаризация финансовых вложений

-Инвентаризация товарно-материальных ц-ценностей

-Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов

-Инвентаризация денежных средств, денежных документов

и бланков документов строгой отчетности

-Инвентаризация расчетов

-Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

 

При условии, что организациям будет предоставлено право разработать свой стандарт по проведению инвентаризации, то необходимая информация из этих разделов, не включенных в ФСБУ, будет прописана в нем. 

 

 

Привести иные нормативные документы, в т.ч. Рекомендацию Р-120/2020-КпР «Активы, выявленные в результате инвентаризации», в соответствие с проектом ФСБУ «Инвентаризация», исключив разночтения.

 

Рекомендация Р-120

 

ФСБУ «Инвентаризация»

Предложения ПАО «КАМАЗ»

П. 4 

В случае несущественности информации о выявленном в результате инвентаризации активе, организация может учитывать последствия такого выявления, руководствуясь требованием рациональности.

 

 

Отсутствует  

В ФСБУ нет вариативности по признаку существенности информации о выявленном активе.

 

Рекомендация противоречит ФСБУ, если организация решит, что информация несущественна.

 

П. 5

В случае существенности информации о выявленном в результате инвентаризации активе, организация учитывает последствия такого выявления путем приведения данных бухгалтерского учета к виду, как если бы соответствующие факты хозяйственной жизни были учтены надлежащим образом в тех периодах, когда они имели место.

П. 6 

В случае невозможности применения пункта 5 настоящей Рекомендации в силу отсутствия соответствующей информации организация приходует выявленное в результате инвентаризации имущество, соответствующее признакам актива, по балансовой стоимости аналогичных активов, а при отсутствии таковых – по справедливой стоимости

 

 

П. 27.

Результаты инвентаризации регистрируются в бухгалтерском учете в следующей оценке:

а) активы, оказавшиеся в излишке, - по справедливой стоимости. Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).

В случае если причиной возникновения излишка является ошибка в бухгалтерском учете, активы, оказавшиеся в излишке, регистрируются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание таких активов;

 

ФСБУ предусматривает регистрацию выявленного имущества с разными стоимостями, но не по принципу, который указан в Рекомендации.

 

Рекомендация в большей своей части  противоречит ФСБУ

23.06.2022, 09:45 | 1532 просмотров | 670 загрузок

Категории: Замечания по проекту ФСБУ "Инвентаризация"