Замечания АО «Гознак» к примерам 3,4 Р-Х/2022-КпР «Ценности от выбытия и содержания основных средств (Николаева Е.Г.)

Примеры 3 и 4 в рекомендации Ценности от выбытия и содержания основных средств  не соответствуют МСФО и противоречат национальной системе управления отходами. В них не правильно применен глагол «намерена продать/утилизировать», поскольку когда речь идет о твердых отходах производства для повторной переработки всех видов организации имеют обязанности продать отходы производства по экологическому законодательству, а не намерения.

Вернуть металл в производственный цикл – это не намерения организации, а обязанность организаций обеспечить систему управления отходов для их возврата в производственный цикл или обязанность расширенной ответственности производителя. И в этом кроется весь экономический смысл обязанности организации, например, по металлу - извлечь/сортировать/накапливать/вовлечь в систему торговли отходами с целью повторной переработки и вовлечения в экономику замкнутого цикла страны в системе обращения с отходами, например по металлу исчисляются процент его переработки: Сингапур перерабатывает  99% металла,  Австралия  - 75,5%. (см. приложения к обзору Минэк от 29.12.2021)

При этом факт получения доходов от торговли отходами  также не может классифицироваться как намерения организации о продаже, поскольку Торговля отходами, вторсырьем и бывшими в использовании товарами является важным компонентом экономики замкнутого цикла (ЭЗЦ). О этом подробно разъяснено Минэкономразвития  в последних актуальных разъяснениях от  29.12.2021 года.

В 2021 г. ЭЗЦ также обрела статус одной из стратегических инициатив Правительства до 2030 г.

Т.о. обязанность организаций торговать отходами в рамках ЭЗЦ, в  том числе металлами – это экологическая Обязанность организации в рамках обычной операционной деятельности, а не намерения по отдельной операции.

См. на стр. 6  обзора Минэкономразвития от 29.12.2021 указано, в частности, следующее:

Реформа управления ТКО

Эффективное регулирование отрасли обращения с отходами обеспечивает возвращение ресурсов в производственный цикл, снижает зависимость страны от импортного вторичного сырья, улучшает экологическую обстановку, может способствовать снижению спроса на первичное сырье. Оно строится на вовлечении всех экономических контрагентов в сбор и сортировку отходов, на сборе качественных данных о количестве и характеристиках образующихся отходов.

Сбор и сортировка ТКО регулируются законодательно и, как правило, обеспечиваются либо муниципальными властями, либо частным или неформальнымсектором. Международные рекомендации по формированию эффективной системы управления ТКО содержатся в Руководстве Всемирного Банка (2018).

Торговля отходами, вторсырьем и бывшими в использовании товарами является важным компонентом ЭЗЦ, поскольку может обеспечить их трансформацию в ресурсы, стимулировать страны использовать сравнительные преимущества по их переработке, способствовать экономии на масштабе. Между тем, экологические риски, связанные с торговлей такими видами продукции, в настоящее время стимулируют страны ужесточать требования к их импорту.

Зачем мы выпускаем Рекомендацию с примерами 3 и 4, которая вводит правила учета и отчетности по отходам производства как долгосрочных активов к продаже,  не соответствующие международным подходам и тенденциям по раскрытию информации по отходам и национальной системе управления отходами и проводимой ее реформе в документах нацпланирования различного уровня?

Накапливаемые отходы производства всех видов, извлекаемые из оборотных или внеоборотных активов целесообразно учитывать по единым правилам, соответствующим экономическому смыслу исполнения организацией по нац.  или международным подходам – это оборотные запасы с раскрытием в отчетности. 

Информация от Минэкономразвития России  - ссылка

Вывод о классификации отходов производства в форме металлического лома в качестве долгосрочных активов к продаже необоснованный и идет в противоречие к глобальным тенденциям и требования экологического законодательства РФ по классификации таких доходов в качестве экологических обязательств бизнеса, которые также включают существенную часть расходов.

Существуют требования Минприроды к порядку обращения с отходами - ПРИКАЗ от 8 декабря 2020 г. N 1028 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, в которых отходы лома поименованы как отходы производства.

Если Рекомендация будет принята в такой формулировке с иллюстративным примером №3 и пунктом 4 это приведет к том, что не будет единого подхода по классификации и отражению бизнесом доходов/расходов в нетто оценке по экологическим обязательствам, связанным с обращением в отходами и приведет к формальному подходу, когда бухгалтера начнут отражать лом в составе долгосрочных активов к продаже не углубляясь в суть операции и не учитывая существенные расходы по этой же операции, связанные с экологической ответственностью бизнеса.

Правильнее, вопросы исследования правильной классификации операций по образованию отходов по операциям ликвидации ОС вывести в отдельную рекомендацию, а  не давать в данной рекомендации выводов, противоречащих представлению в отчетности доходов/расходов по экологическим обязательствам бизнеса.

Ниже я привожу углубленное исследование данного вопроса в соответствии с законодательством РФ и глобальным тенденциям по ESG к представлению и классификации данной информации в отчетности.

Неопасные отходы производства в виде лома металлов разного класса, не могут классифицироваться как долгосрочные активы к продаже  на отчетную дату, поскольку ОС становятся отходами производства в результате работ по подготовке отходов к повторному использованию через выполнение работ по извлечению, сортировке, хранению и транспортировке (далее работы по переработке) и связаны с экологической ответственностью бизнеса.  Прибыли и убытки по экологической ответственности бизнеса по управлению отходами всех типов подлежат классификации в отчетности в нетто-оценке за вычетом, связанных с экологической ответственностью бизнеса и не являются доходами от выбытия долгосрочных активов к продаже, характеризуюсь следующими признаками:

1)    Металлический лом относится к типу восстановленных материалов по классу неопасных отходов производства, а в некоторых случаях и к I или  II классу опасных отходов  (см. перевод международного стандарта GRI). К восстановленным материалам относятся также: осколки стекла, упаковочной бумаги, пластика, древесина высокого качества). Как правило в процесс переработки восстановленных материалов, осуществляется   с привлечением нанятой третьей стороны – специализированной организации по обращению с отходами в соответствии с договорными обязательствами и законодательными обязательствами (деятельность лицензируемая).

Такая третья сторона гарантирует, что управляет возобновляемыми отходами надлежащим образом, участвуя в цепочке их обращения путем выполнения работ по извлечению, сортировке, транспортировке и такое управление не связано с конкретным объектом ОС, а осуществляется по общей массе и по видам образующихся отходов;

2)    Состав работ, связанных с переработкой неопасных отходов, определяется технологическим процессом организации обращения с соответствующим типом отходов, и как следствие, расходов на управление отходами, образующимися от ликвидации ОС разнообразный: помимо доходов от сдачи возобновляемых (неопасных) отходов специализированным организациям, возникают расходы на их извлечение, перемещение до места складирования, сортировку на месте, хранение, сортировку по месту переработки и транспортировку, которые в любом случае, подлежат вычету из доходов от передачи в переработку за плату;

3)    Тип образующихся отходов от ликвидации ОС разнообразный: помимо возобновляемых (неопасных) отходов, предназначенных для переработки, при ликвидации ОС также возникают невозобновляемые (опасные) отходы, предназначенные для утилизации и захоронения, которые также связаны с этим же объектом. Потоки доходов и расходов по неопасным и опасным отходам от ликвидации одного ОС необходимо учитывать в нетто-оценке.

4)    Операции по переработке (разборка, извлечение, сортировка, хранение, транспортировка) с помощью которых ОС становятся отходами производства для производства новых материалов, осуществляются в целях соблюдения экологической ответственности бизнеса и являются частью операционной деятельности. В этих операциях могут различаться причины образования конкретных видов работ, связанных с отходами (ломом), например, отсутствие на территории отходообразователя инфраструктуры для сортировки и извлечениях материалов из отходов с передачей функций по сортировке за пределы производителя лицензированной организации. При этом:

-  если долгосрочные активы к продаже в расчетной оценке должны квалифицироваться в связи с утвержденным планом продажи на текущую дату, то обязанность накопления и сдачи неопасных отходов возникает в силу экологического законодательства в соответствии с национальным законодательством на момент образования (см. прим. 1 стандарта GRI);

- операции по переработке не выполняются в отношении конкретного объекта ОС, а выполняются в отношении соответствующего типа восстановленных материалов. Так, сбор отходов (лома) и их взвешивание после сортировки, как правило, осуществляется в целом по накопленной массе, образованной от ликвидации группы ОС или группы запасов, а не по конкретному объекту ОС. Работы по переработке могут выполняться как на территории отходообразователя, так и за ее пределами. Поэтому накопленные отходы производства не являются ДАП.

После извлечения, образовавшиеся неопасные отходы, включая лом, уже не связаны с самим активом, а становятся восстановленным материалом, оцениваемым весом общего количества определенного типа отходов с обязанностью бизнеса передать их для дальнейшей переработки.

5)    Извлеченные из ликвидируемых ОС ценности, ставшие отходами производства, как правило не могут приносить доходов индивидуально, поскольку сбор и сдача отходов осуществляться не от конкретного объекта ОС, а общим объемом и доходы/расходы в значительной степени зависят от объема выполняемых работ до того момента, как отходы готовы к транспортировке (работы по перемещению к месту сбора/хранения, сортировка).

Доходы от выбытия общего объема лома по маркам не могут быть классифицированы как доходы от выбытия внеоборотных активов, поскольку они не возникают из конкретного ликвидированного ОС и в значительной степени зависят от общего количества образованных отходов лома соответствующей марки от ликвидируемых объектов ОС или ликвидируемых запасов (например, запасных частей, учтенных в стоимости запасов). Т.о. доходы от сдачи в переработку лома напрямую не связаны с конкретным объектом ОС.

6)    Не может быть сделана на отчетную дату надежная расчетная оценка будущих ожидаемых доходов за вычетом понесенных расходов от передачи на переработку неопасных отходов (лома), поскольку такие доходы/расходы в будущем зависят от многих факторов и особенностей, не доступных для оценки на текущий момент: тип отходов, состав работ по переработке и событий, которые могут породить такие доходы или расходы.

К примеру, на отчетную дату нельзя оценить, сортированным или несортированным будет извлекаемый лом и какому ГОСТ он будет соответствовать в будущих периодах и какие затраты по его переработке потребуются в будущем до того момента, пока он будет передан за плату для переработки (например, ГОСТ 2787-75 «металлы черные вторичные»)

7)    Как правило, в бух учете компании все еще не имеют продвинутой методологии группировки расходов и выстроенной аналитики по учету экологических обязательств обращения с отходами и эта работа предстоит еще в будущем. Пример такого раскрытия информации по экологическим обязательствам, связанным с отходами, представлен в примечаниях к GRI 306 и в переводе ниже.

Наименование операций по восстановлению отходов и подготовке к их повторному использованию* по их типам

Работы на территории фабрик

Работы за пределами фабрик

ВСЕГО

Опасные отходы

Сортировка

 

 

 

Хранение

 

 

 

Транспортировка

 

 

 

Прочие восстановительные операции

 

 

 

 

 

Неопасные отходы

Извлечение

Сортировка

 

 

 

Хранение

 

 

 

Транспортировка

 

 

 

Прочие восстановительные операции по переработке в целях повторного использования

 

 

 

Всего

*подготовка к повторному использованию - операции по извлечению, очистке или сортировке, с помощью которых продукты или компоненты продуктов, которые стали отходами, подготавливаются к использованию в тех же целях, для которых они были задуманы.

 

8)    Вопросы управления промышленными отходами, в которые входит лом очень объемные и включают в том числе вопросы государственного регулирования обращения в отходами (Росатом является федеральным оператом ГИС обращения с отходами[1]). На сайте Росатом можно найти много информации по этим вопросам.

Справочно:

В рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» национального проекта «Экология» Госкорпорация «Росатом» создает прозрачную и эффективную систему учета и контроля за отходами I-II классов, исключающую негативное воздействие на окружающую среду и нацеленную на получение максимального количества полезных компонентов для дальнейшего использования в промышленном производстве. Предприятие Росатома – ФГУП «Федеральный экологический оператор» – назначено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов на территории страны. Все предприятия-отходообразователи должны будут размещать информацию об образовании отходов I и II классов во ФГИС ОПВК и обращении с ними. С 1 марта 2022 года в случае отсутствия собственных мощностей на переработку передавать их по договору федеральному оператору на переработку. В свою очередь, федеральный оператор на основании конкурсных процедур будет заключать договоры на переработку и транспортирование отходов с организациями, имеющими действующие лицензии для осуществления данных видов деятельности.

На текущий момент известно, что компании в РФ проводят работы по регистрации, авторизации в ГИИС по обращению с отходами I и II классов с Росатом.

9)    Во всем мире составители отчетности включают в повестку раскрытие информации об экологической ответственности бизнеса.  В ноябре 2021 года было объявлено о создании и начале работы Совета по стандартам раскрытия информации об устойчивом развитии по МСФО (ISSB), который  будет работать в тесном сотрудничестве с Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB), чтобы обеспечить связь и совместимость между Стандартами бухгалтерского учета по МСФО и Стандартами раскрытия информации об устойчивости МСФО, включая экологические обязательства.

В глобальном масштабе, одним из признанных стандартов в области отходов производства является GRI 306: Отходы 2020. Его изучение поможет понять смысл учета экологических обязательства бизнеса по управлению отходами производства. В переводе прикладываю текст стандарта и приложение в переводе к GRI по процессу управления отходами, также разъясняющими, что управление отходами производства являются процессом экологической ответственности бизнеса, и включают помимо доходов от передачи в переработку восстановленных материалов и значительные расходы, связанные с переработкой.

17.01.2022, 12:23 | 2021 просмотров | 768 загрузок

Категории: Другие документы БМЦ