Рекомендация Р-27/2012-КпР «Ликвидация основных средств c длительным демонтажом»

 

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

Разработана

Некоммерческой организацией

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

Принята Комитетом по рекомендациям 2012-08-30

 

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-27/2012-КпР

 «ЛИКВИДАЦИИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ С ДЛИТЕЛЬНЫМ  ДЕМОНТАЖОМ»

 

 

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В какой момент надо списывать основное средство в бухгалтерском учете (К 01) при условии, что основное средство демонтируется в течение более 1 года: в момент принятия решения руководства о демонтаже или в момент физического завершения демонтажа? 

В соответствии с утвержденной программой ликвидации объекта основных средств работы по демонтажу данных объектов будут длиться более 1 года.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/2001, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н (по тексту – ПБУ 6/01), в п. 29 устанавливает, что: Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

В то же время, п. 1 и 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено:

1.  Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

4.  Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Ликвидация объекта с длительным сроком демонтажа может быть оформлена первичным документом по форме ОС-4 только после проведения всех работ и утверждения руководителем организации акта списания (ф. ОС-4).

 

РЕШЕНИЕ

1. Основное средство с длительным сроком демонтажа подлежит списанию с бухгалтерского учета в периоде принятия руководством решения о демонтаже, независимо от периода окончания демонтажа. Основанием для списания такого основного средства является документ, однозначно свидетельствующий о фактическом выводе объекта ОС из эксплуатации (например: акт о переводе объекта ОС на ликвидацию).  

2. Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации, группировки и представления информации об объектах учета. Особенностью бухгалтерского учета является тот факт, что информация о его объектах представляется в денежном, т.е. стоимостном выражении. Кроме того, и это также не менее важно, в качестве объектов бухгалтерского учета могут выступать не любые материальные и нематериальные объекты реального мира, а только те, которые в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету признаются в качестве его объектов. К ним относятся: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы организации. 

3. Для активов, как объектов бухгалтерского учета одним из обязательных условий признания, наряду с возможностью их оценки, является способность приносить экономические выгоды в будущем. Поэтому актив, который не может приносить экономические выгоды по причине физического износа, вследствие решения руководства организации о его замене, продаже и т.д. или иной причине подлежит списанию с бухгалтерского учета. Именно поэтому ПБУ 6/01 в п.29 установило однозначную норму о списании стоимости объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, с бухгалтерского учета.

4. Исполнение этого требования в отношении активов является условием представления достоверной отчетности. В частности, п. 6 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденному приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н, установлено: Отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

5. Таким образом, моментом списания ОС, по которому принято решение о ликвидации, должен быть момент его вывода из производственного процесса организации, о чем должен быть составлен соответствующий документ. Таким документом является документ, однозначно свидетельствующий о фактическом выводе объекта ОС из эксплуатации (например: акт о переводе объекта ОС на ликвидацию).

6. Форма акта о списании объекта основных средств ОС-4 (а, б) является утвержденным бланком первичного учетного документа, совмещающего в себе и свойства бухгалтерского регистра, в котором в обобщенном виде фиксируются данные о всей процедуре ликвидации ОС, а не только о ее начале. Полное его оформление и утверждение руководством организации может служить свидетельством о том, что процедура ликвидации завершена, а в ее процессе понесены определенные затраты и (или) получены определённые активы. При этом сам ликвидируемый актив в системе бухгалтерского учета уже не отражается в силу того что, не отвечает критериям признания в качестве актива. Кроме, того сам по себе первичный документ не может определять момент возникновения хозяйственной операции (в данном случае списание ОС), а всего лишь является средством ее оформления.  

7. Затраты, которые организация несет в связи с ликвидацией ОС, признаются в бухгалтерском учете по мере их возникновения в периоде в котором соответствующие затраты были понесены. Основанием для отражения данных затрат  в акте ОС-4 и бухгалтерском учете являются иные первичные документы непосредственно оформляющие процесс ликвидации -акты о завершении очередного этапа, а если этапов ликвидации ОС не предусмотрено, то акты, составляемые на конец каждого отчетного периода.

8. В случае если при принятии к учету объектов ОС, исходя из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров или в силу взятой на себя обязанности перед третьими лицами, у организации возникает обязательство через определённый промежуток времени ликвидировать эти объекты ОС, в бухгалтерском учете организации следует признавать оценочное обязательство с отнесением его величины на стоимость вводимых ОС. При ликвидации таких объектов ОС расходы, связанные с ней, будут списываться за счет ранее признанного оценочного обязательства в соответствии с ПБУ 8/10.

01.10.2012, 15:33 | 16485 просмотров | 4013 загрузок

Категории: Рекомендации БМЦ