Замечания и предложения на совместное заседание ОК Нефтегаз и ОК ГДП 14.05.2019

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

Замечания и предложения на совместное заседание
ОК Нефтегаз и ОК ГДП
2019-05-14

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-ХХ/2019-ОК НЕФТЕГАЗ/ОК ГДП
«АРЕНДА ДЛЯ РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ»

 

Минченко Алексей Александрович

Управление методологии и процессов бухгалтерского учета ООО «УК Полюс»

 

Вопросы к заседанию: 

1. Уточнение понятий для РСБУ и МСФО:

- «Участок недр»

- «Leases to explore for or use minerals»

Вопрос – каким законодательством и правоприменительной практикой руководствоваться при признании и классификации данных активов.

 2. Имеет ли смысл привязывать классификацию аренды земли к КЦД?

 3. Земельный (в т.ч. лесной) участок, который предназначен для разведки и добычи полезных ископаемых – исключение из ИФРС 16 и ФСБУ 25.

Предложение – текущие расходы (ОПЕКС).

 

Предложения по тексту рекомендации:

 

В п.2 и п. 6 рекомендации «Р-Х/2019 - ОК Нефтегаз «Аренда для разведки и добычи»» указано:

 

2. В случае получения в пользование от других лиц за плату земельного участка для разведки и (или) добычи полезных ископаемых организация признает обязательство по оплате пользования таким участком в момент фактического получения доступа к этому участку.

6. В случае если земельный участок получен в пользование для добычи полезных ископаемых после подтверждения КЦД, организация относит обязательство, признанное в соответствии с пунктом 2 настоящей Рекомендации, на нематериальный актив (при соблюдении критериев признания) и учитывает такой актив применительно к порядку, предусмотренному ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

 

Вопрос признания расходов на добычу после КДЦ в рамках ПБУ 14/2000 довольно спорный, так как в нем отсутствует прямое указание. В тексте проекта рекомендации также не указано, почему данный вид расходов классифицируется как НМА.

Обращаем внимание, что имеет место ряд других рекомендаций по возможности отражения данных расходов в составе не НМА, а прочих ВНА  с использованием, в частности, сч. 97 и отражением в соответствующих строках отчетности.  

 

Соответственно, считаем целесообразным п. 6 рекомендации изложить в редакции:

«В случае если земельный участок получен в пользование для добычи полезных ископаемых после подтверждения КЦД, организация относит обязательство, признанное в соответствии с пунктом 2 настоящей Рекомендации, на нематериальный актив (при соблюдении критериев признания) и учитывает такой актив применительно к порядку предусмотренному учетной политикой организации».

 

Белоус Юрий Борисович

Управление методологии учёта и отчетности ПАО «Газпром нефть»

 

Мы согласны, что по договорам аренды, связанным с разведкой и добычей, также нужно рассматривать применение методов учета договоров аренды. При этом необходимо также учитывать особенности данных активов согласно IFRS 6 и ПБУ 24. Именно в силу ряда особенностей такие активы исключены из МСФО 16 и ФСБУ Аренда (данные стандарты не учитывают все нюансы, предусмотренные IFRS 6 и ПБУ 24). Между тем, большинство таких нюансов, по нашему мнению, возможно вписать в общую схему применения МСФО16. 

Основные особенности   IFRS 6 / ПБУ 24 для данной рекомендации состоят в том, что на этапе до КЦД организация проявляет бОльшую осмотрительность в признании активов: 

  • Организация самостоятельно определяет учетную политику, которая устанавливает, какие затраты признаются в качестве активов (п. 9 – здесь и дальше указаны п.п. МСФО 6); 
  • Организация должна классифицировать активы, связанные с разведкой и оценкой, как материальные или нематериальные, в качестве отдельного класса активов (п.п 15, 25); 
  • Более строгие требования по обесценению (п.п. 19, 20); 
  • Особенности по амортизации (не предусмотрена стандартом); 
  • Указание на сроки (сроки и определенность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов п.п. 2, 20).

 В части п.9, не учитывать аренду в качестве актива будет странным, если в случае собственности, а не аренды, мы бы учли соответствующие материальные поисковые активы. Поэтому право определять учетную политику, заложенное в п.9 МСФО 6, не должно применяться произвольно. Это нужно акцентировать, иначе мы проходим мимо важной нормы. Нужно в тексте указать, как мы истолковываем данную норму стандарта. 

Нормы относительно сроков (а это представляет наибольшую сложность), заложены в п.п. 18 и 19 МСФО 16 (см. ниже). При этом особенно хочется акцентировать в тексте рекомендации виды ограничений: юридические (лицензия, договор аренды) и экономические (например, анализ сроков ожидаемых организацией денежных потоков согласно данным экономических моделей и использования арендуемых активов на участках до КЦД). Если мы забудем про эту специфику, то текст рекомендации потеряет ключевую проблематику: 

18 Организация должна определять срок аренды как не подлежащий досрочному прекращению период аренды вместе с: 

(a) периодами, в отношении которых предусмотрен опцион на продление аренды, если имеется достаточная уверенность в том, что арендатор исполнит этот опцион; и 

(b) периодами, в отношении которых предусмотрен опцион на прекращение аренды, если имеется достаточная уверенность в том, что арендатор не исполнит этот опцион. 

19 Оценивая наличие достаточной уверенности в том, что арендатор исполнит опцион на продление аренды, либо в том, что арендатор не исполнит опцион на прекращение аренды, организация должна учитывать все уместные факты и обстоятельства, которые приводят к возникновению у арендатора экономического стимула для исполнения опциона на продление аренды или неисполнения опциона на прекращение аренды, как описано в пунктах B37 - B40. 

Дописать правила обесценения в учетной политике не представляет сложности. Также не представляют особой сложности классификация актива и вопросы амортизации поисковых активов. Однако это тоже требует акцента в решении. Это определит, какие факторы нужно предусмотреть в УП в части участков до КЦД. 

Поэтому, мы поддерживаем позицию применения методов учета, заложенных в стандартах по аренде, для активов, связанных с разведкой и добычей. В случае подтверждения критериев, возможно их учитывать в составе поисковых активов, в качестве прав аренды. В рекомендации предлагаем дополнительно учесть специфику таких активов на этапе до КЦД.

14.05.2019, 10:00 | 2901 просмотров | 1468 загрузок

Категории: Проекты БМЦ